Выступление детского омбудсмена на сессии Законодательного Собрания


Размещено: 19.11.2020

Ирина Юльевна заострила внимание депутатов на самых острых проблемах в сфере соблюдения прав детей. Прежде всего, это отсутствие мест в детских садах, предоставление жилья детям-сиротам и конфликты в образовательных организациях.

Представляем полный текст выступления. Ежегодный доклад размещён на сайте в разделе «Доклады».

Уважаемый Дмитрий Викторович, уважаемые депутаты, Вашему вниманию в соответствующие сроки был представлен доклад «О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2019 году».

В докладе мы представили, результаты деятельности Уполномоченного; оценку ситуации с соблюдением прав и интересов детей в регионе; и практически по каждому блоку информации содержатся выводы и даются рекомендации по развитию системы защиты прав и интересов детей.

В 2019 году мы отработали 968 обращений, содержащих свыше одной тысячи вопросов.

Коротко о результатах.

Парадоксально, не впервые об этом говорим, но наибольшее число обращений, а именно четвертая часть, касается нарушения прав детей в семьях (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, конфликты, разводы, алименты).

На втором месте проблемы, связанные с соблюдением прав детей в системе образования. Здесь выделю два блока:

первый - доступность дошкольного образования. В 2019 году число жалоб на необеспеченность местами в детских садах возросло вдвое в сравнении с 2018 годом. Нужно признать, что рост количества мест в детских садах отстает от потребности. На январь 2020 года численность детей, желающих посещать детский сад и не обеспеченных местами, составляла 4540 детей. Это актуально для города Красноярска, Емельяновского, Березовского районов, поступают жалобы и из города Сосновоборска. Следовательно, задачей органов власти является создание новых мест для дошкольников, развитие негосударственного сектора. При этом очень актуален вопрос обеспечения безопасности в учреждениях негосударственного сектора. Родители нередко высказывают обоснованные претензии к качеству услуг в частных детских садах;

второй большой блок в сфере образования: это конфликты. Мы были привлечены к разрешению 131 конфликтной ситуации в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, спорта и культуры. Мы отдельную главу доклада посвящаем конфликтам и даем отдельные рекомендации, потому что конфликт в образовательной среде всегда ведет к нарушению прав ребенка.

На третьем месте – соблюдение жилищных прав семей, имеющих детей, и также жилищных прав детей-сирот.

Тема жилищных прав детей-сирот хорошо известна, она всегда серьезно обсуждается, в том числе, и на депутатских площадках. Но в прошедшем году мы предложили рассмотреть тему с иного ракурса и сделали упор на том, что очередность детей-сирот на жилье ежегодно прирастает. Например, с 2018 по 2019 год она приросла на 600 человек. Происходит это потому, что жилье, где проживают лишенные прав родители, и которое закреплено за ребенком, не сохраняется. Мы сталкиваемся с тем, что неблагополучные родители не оплачивают коммунальные услуги, вследствие чего образуется огромная задолженность. Но когда ребенок сирота достигает совершеннолетия, ему предъявляются счета на квартплату, несмотря на то, что он там и не проживал. Мы испытываем трудности при решении этих проблем, занимаемся разделением лицевых счетов нанимателей и вообще вопросами сохранности вторичного или нового жилья. Хотя решение этих проблем зависит от активности органов местного самоуправления. Считаю, что вопрос принятия муниципалитетами исчерпывающих мер к обеспечению сохранности жилья, закрепленного за детьми из категории детей-сирот, должен быть на постоянном контроле. Предлагаю и прошу закрепить это в постановлении Законодательного Собрания по итогам доклада.

В 21 проценте случаев, а это 214 обращений, потребовалось принятие мер по восстановлению нарушенных прав. Спектр вопросов, по которым нарушаются права детей, очень широк, среди них нет второстепенных, все они очень важные, судите сами: разнообразные конфликты, действия органов опеки и попечительства, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и качество обучения таких детей по адаптированным программам, вовлечение детей в противоправные сообщества и многие другие. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено свыше 30 должностных лиц.

Соблюдение любых прав в целом зависит от правовой грамотности населения и от правосознания граждан. Поэтому мы не можем ограничиваться работой с обращениями. Важным направлением работы считаю правовое просвещение детей, родителей, специалистов, общественности. Прошедший год был ознаменован тридцатилетием Конвенции ООН о правах ребенка. Было проведено более 20 встреч с родителями, детьми, педагогами в целях популяризации темы прав ребенка и их семей.

Жизненно важной является тема обеспечения детской безопасности. На площадке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации мы с 2019 года реализуем сезонные этапы акции «Безопасное детство». Органы исполнительной власти, правоохранительные, надзорные органы нашего региона, общественная организация «Совет отцов Красноярского края» муниципалитеты объединились, чтобы акцентировать внимание на безопасности детей. В ходе акции выявляются места, опасные для нахождения там детей (неогороженные ямы, водоемы, запрещенные для купания, бесхозные подвалы) и принимаются меры для обеспечения безопасности.

Уважаемые депутаты, в своем докладе мы охарактеризовали 13 основных блоков прав детей и обозначили проблематику.

Подробно остановлюсь на теме материнского капитала. Я имею в виду региональную меру поддержки семей в связи с рождением третьего или последующих детей. Начиная с 2011 года, в крае выдано свыше 43 тысяч сертификатов. Но порой бывает так, что в ходе работы по конкретному обращению выявляется проблема, требующая решения. Уполномоченный не наделен правом законодательной инициативы, поэтому обращаюсь к вам за поддержкой для корректировки законодательства в следующей ситуации.

Женщина одинокая мать когда-то не справилась с воспитанием двоих детей и была лишена родительских прав. Позднее она создала семью, в этой семье родилось в данном случае шестеро детей. Сегодня это ответственная семья. Семья реализовала свое право на федеральный материнский капитал, приобрели дом в сельской местности. Проблема в том, что наше региональное законодательство наказало женщину и даже ее супруга, не имеющего отношения к тем детям, в отношении которых его жена была лишена прав, и лишило их права на получение регионального материнского капитала. В предоставлении регионального капитала было отказано. Семья составом 8 человек с очень скромными доходами арендует в городе Красноярске однокомнатную квартиру, в то время как региональный капитал в размере свыше 140 тысяч рублей позволил бы утеплить имеющийся дом и проживать там дружным семейством.

Мы сопровождали эту семью в длительных судебных процессах. В данном случае выход был найден. Суд признал за отцом право на получение материнского капитала именно потому, что он не родственник первым детям. Свое мнение по проблеме обозначила прокуратура края и наша общая позиция заключается в том, что ограничение, вводимое краевым законом, вступает в противоречие с принципами государственной семейной политики по всесторонней поддержке семей с детьми и адресностью предоставления мер социальной поддержки. Мы предлагаем в этой части привести Закон Красноярского края «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» в соответствие с федеральным законодательством, указав, что при определении права на материнский капитал не учитываются дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав (именно так как это сделал федеральный законодатель).

Уверяю, ситуации, подобные описываемой, единичны, следовательно, решение проблемы не ляжет тяжелой нагрузкой на бюджет, но будет стимулом к ответственному родительству.

Если семья, не выдержав, скатится в неблагополучие, мы будем заниматься устройством детей, выплачивать пособия опекунам, обеспечивать всех детей жильем. Все это обойдется намного дороже. А помощь дорога тогда, когда она оказана вовремя.