После вмешательства детского омбудсмена внесены изменения в инструкцию к выполнению задания ЕГЭ по литературе.


Размещено: 26.10.2018

Летом 2018 года к Уполномоченному по правам ребёнка в Красноярском крае обратилась мама выпускницы одной из школа г. Красноярска. Суть обращения состояла в том, что в 9-ом задании ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требовалось дать развернутый ответ на вопрос, в каких произведениях русской литературы изображены героини с сильным характером и в чем их можно сравнить с Дуней Раскольниковой из романа «Преступление и наказание». В задании предписывалось подобрать для сопоставления два произведения разных авторов, при этом было указано, что в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст. Ученица взяла первой позицией сопоставления «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. В качестве второй позиции сопоставления был взят образ Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание».

При оценивании результатов ЕГЭ вторая позиция сопоставления не была принята, так как для примера взято то же произведение Достоевского Ф.М., что и исходный текст. По результатам оценки выполнения задания девушке выставлено 0 баллов.

Заявитель, выражая несогласие с данным результатом, аргументировала  это тем, что при написании экзаменационной работы ученица руководствовалась инструкцией к 9-ому заданию, в котором  сказано « в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст». При этом в критериях оценивания указано, что «…допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста».

Уполномоченным по правам ребёнка в Красноярском крае Ириной Мирошниковой было направлено письмо  в ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» с предложением принять меры в целях недопущения подобных ситуаций, исключения неоднозначного токования критериев оценки выполненного задания.

Согласно полученному ответу  ФИПИ  внесено изменение в инструкцию к заданию 9 и 16 ЕГЭ 2019 года. Акцент сделан на необходимость обращения к другому произведению автора, которому принадлежит исходный материал, при сопоставлении двух произведений разных авторов.